суббота, 23 апреля 2011 г.

Заключение

Ботаническим садом высшего учебного заведения является структурное подразделение вуза, обеспечивающее формирование и сохранение документированной коллекции живых растений, используемой в образовательных и научных целях. Данное определение фиксирует только ключевые признаки ботанического сада. Однако различия как в составе коллекционных фондов, так и в проявлениях функциональной активности ботанических садов чрезвычайно велики, что определяет уникальность каждого из этих учреждений.

Обобщая изложенные выше материалы и базируясь на положениях «Международной программы ботанических садов по охране растений», можно заключить, что функции ботанического сада вуза включают образовательную, научную и социальную компоненты, базирующиеся на создаваемых ботанических коллекциях. При этом все осуществляемые функции должны учитывать сложившиеся социальные приоритеты — миссию ботанических садов мира: приостановить потерю видов растений и их генетического разнообразия во всем мире; сконцентрировать усилия на предотвращении дальнейшей деградации окружающей среды; формировать общественное понимание ценности растительного разнообразия и угроз, которым оно подвергается; предпринимать практические меры для сохранения и улучшения состояния окружающей среды; пропагандировать и обеспечивать долгосрочное использование природных ресурсов нынешними и будущими поколениями.

Неоценим опыт, накопленный ботаническими садами университетов России. На базе созданных уникальных коллекций подготовлены тысячи высококвалифицированных специалистов. Разработанные образовательные программы адаптируются к изменяющимся потребностям общества, что позволяет надеяться на новый рост популярности ботаники. Ботаническими садами вузов осуществляется подготовка квалифицированных специалистов в области изучения и сохранения биоразнообразия, в сотрудничестве с международными и региональными природоохранными организациями разрабатываются экологические учебные программы. Стремительно растет востребованность специалистов по ландшафтному дизайну и садоводству, обучение которых немыслимо без огромной практической работы в ботанических садах. Почти все ботанические сады решают поставленные задачи путем интеграции с учебнонаучным потенциалом других подразделений вузов и региональных научных центров.

В системе высшего образования России создаются ботанические сады Владимирского, Ярославского и Белгородского университетов, Мурманского государственного технического университета, восстанавливаются ботанические сады, пережившие тяжелые времена социально-экономического кризиса. Высокие темпы создания ботанических садов в последнее время не являются следствием снижения требований к применению определения «ботанический сад». Скорее, это объясняется возросшей необходимостью сохранения растений и осознанием важности защиты окружающей среды. Вновь возникающий ботанический сад сразу попадает в уже созданные региональную и международные сети, предъявляющие определенные требования к членам сообщества. Необходимость соответствия этим требованиям поднимает уровень ботанического сада.

Рост социальной востребованности ботанических садов необходимо дополнить усилением материальной базы ботанических садов вузов. Одним из путей решения данной проблемы является разработка специальной программы «Мобилизация и сохранение генетических ресурсов растений», обеспечивающей сопряженное развитие образовательной и научной составляющей деятельности ботанических садов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий