суббота, 23 апреля 2011 г.

Анализ образовательной и социальной деятельности ботанических садов

На базе ботанических садов проводится образовательная деятельность студентов биологических, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других специальностей. Здесь студенты проходят летние практики, в первую очередь по ботаническим дисциплинам, а также по озеленению, экологии, зоологии и другим.

Ботанические дисциплины могут быть разными по объему, зависят от направления вуза и специализации студентов. Эти дисциплины следующие: морфология растений, систематика растений, физиология растений, дендрология, фитоценология, биология и экология растений, ботаническая география и многие другие. Важным прикладным аспектом проведения практик в ботанических садах являются дисциплины, связанные с озеленением населенных мест: цветоводство, ландшафтный дизайн, вертикальное озеленение; ландшафтное проектирование, а также растениеводство, ботаническое ресурсоведение, селекция растений.

На базе ботанического сада проводятся производственные и преддипломные практики, в ходе которых студенты решают конкретные задачи, обычно связанные с экологическими и биологическими свойствами различных групп растений, и другие.

При прохождении практик решается ряд задач: закрепление знаний, полученных при изучении теоретического курса, освоение методов ботанических и других экологических исследований, приобретение навыков самостоятельных исследований биологических объектов.

Некоторые сады организуют и проводят летние полевые практики в собственных и ближайших регионах. Например, Южно-Сибирский ботанический сад Алтайского государственного университета организует такие практики в различные районы Алтайского края для студентов 1—2-го курсов биологического факультета и студентов старших курсов по специализации «ботаника». При этом студенты знакомятся с флорой и растительностью региона, методами сбора и гербаризации растений, описания растительных сообществ.

Практическое изучение коллекций ботанического сада и освоение различных дисциплин в ходе учебных практик повышает интерес у студентов, которые продолжают заниматься по научным тематикам ботанического сада и в ходе производственных и преддипломных практик выполняют курсовые и дипломные работы.

Трудно переоценить значение ботанических садов при практическом освоении теоретических курсов не только биологических факультетов вузов, но и других естественнонаучных и технических факультетов и вузов. Так, например, Ботанический сад Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского является базой для биологического факультета ННГУ по специальностям: ботаника, географи, морфология и экология растений, систематика покрытосеменных, геоботаника (теория), интродуцированные деревья и кустарники, тропические и субтропические растения в закрытом грунте (теория и практика по уходу за растениями). По специальности зоология: зоология беспозвоночных животных (теория и практика). Для лесоводческого факультета Сельскохозяйственной академии — интродуцированные растения (теория и практика по уходу за растениями). Для фармацевтических отделений Медицинской академии и медицинского колледжа — лекарственные свойства древеснокустарниковых, тропических и субтропических растений (теория и практика по уходу за растениями), растения леса и луга (теория). Для кафедры ландшафтной архитектуры Нижегородского строительно-архитектурного университета — древесно-кустарниковые интродуценты и цветоводство (теория и практика по уходу за растениями). Для курсов по интродукции растений — история садоводства, стилистика садов, основы почвоведения, биологии и систематики растений, агрохимии, защиты растений (теория), агротехника плодово-ягодных древесно-кустарниковых и декоративных травянистых растений (теория и практика по уходу, размножению, посадке, обрезке, прививке). Эти примеры можно продолжать и продолжать. На первой всероссийской конференции «Ботанические сады России в системе экологического образования», проведенной в мае 2003 г. «Аптекарским огородом» — старейшим ботаническим садом России, ныне филиалом Ботанического сада МГУ, обсуждался опыт образовательных программ многих садов России. Следует отметить образовательные программы именно этого БС, базирующиеся на разработанной «биосферной идеологии», традиционной для русской естественно-научной школы.

Социальная деятельность ботанического сада неотделима от его образовательной деятельности. Многие ботанические сады осуществляют научно-просветительскую работу среди широких слоев населения. В некоторых ботанических садах организована выставка перспективных растений в открытом грунте, в первую очередь с целью озеленения. На территории Ботанического сада Волгоградского государственного педагогического университета представлены современные способы ухода за растениями (орошение, выращивание в контейнерах и др.), в т. ч. разработанные в ботаническом саду.

Ботанические сады являются центрами для цветоводов и садоводов-любителей, местом проведения тематических экскурсий для учителей, школьников, студентов учебных заведений и других групп населения. Некоторые ботанические сады организуют и проводят курсы по подбору ассортимента, размножению, выращиванию и уходу за растениями в основном плодово-ягодных, овощных и декоративных культур. В ботанических садах организованы тематические экскурсии, знакомящие посетителей с местной и интродуцированной флорой, а также экскурсии, затрагивающие вопросы охраны и рационального использования растительных ресурсов. Несомненно, экскурсии такого рода имеют важное значение в воспитании у граждан адекватного отношения к природе. В ботанических садах школьники проходят летнюю практику, а в некоторых организована реабилитационная практика для детей и трудных подростков. Например, Ботанический сад Иркутского государственного университета создал программу садовой терапии для подростков с криминальным прошлым.

Ботанический сад Тверского государственного университета в рамках программы экологического воспитания регулярно организует различные экологические акции и праздники с подшефными школами города — «День Земли», «День птиц», «Дети в защиту птиц». Среди школьников после посещения ботанического сада неоднократно проводили конкурсы на лучшие сочинения, театральные постановки о саде, проекты и художественные модели сада будущего. Дети выполняли творческие исследовательские проекты, участвовали в фотоконкурсах «Сад глазами школьников».

Проводится специальная работа по популяризации результатов научно-исследовательской работы: создание Красной книги Тверской области, издание тематического сборника «Ботанические исследования в Тверском регионе». В рамках ежегодного праздника «День города Твери» сад реализует праздничную многоплановую программу на своей территории. В результате в городе родилась традиция проведения праздника ботанического сада «Музыка, ожившая в цветах». Формируется традиция организации на территории сада молодежных рок-концертов. В результате тесных контактов с региональными СМИ стали традицией регулярные репортажи на телевидении, радио, в газетах и журналах, на сайтах электронных агентств.

Сад уже давно стал творческой лабораторией учащихся и преподавателей художественного училища им. Венецианова, художников и фотографов региона. Регулярно организуются выставки их работ и творческие фестивали.

В Ботаническом саду Ивановского государственного университета действуют социально ориентированные программы по пропаганде научных (ботанических, экологических и природоохранных) знаний через экскурсии для населения. В целях изучения, внедрения и пропаганды современных методов ведения экологически безопасного овощеводства, садоводства, цветоводства с минимальными расходами на удобрения и химикаты заложен показательный огород и сад. Для целей выживания при обязательном условии сохранения и приумножения местных растительных ресурсов пропагандируется их максимальное использование. Для осуществления реабилитационных мер и рекомендаций достойного выживания для обездоленных, малоимущих слоев населения разрабатывается проект «Достойное выживание» и другое.

Ботанические сады реализуют собственную выращенную продукцию, а также оказывают услуги по составлению букетов и других типов цветочных композиций; решают вопросы по подготовке и реализации проектов озеленения интерьеров и различных территорий. Сотрудники ботанических садов принимают активное участие в семинарах и выставках, организованных администрацией города и другими учреждениями, а также активно выступают в СМИ. Ботанические сады безвозмездно передают посадочный материал в дошкольные и школьные учреждения и, что очень важно, в интернаты, приюты и т. п.

Деятельность не всех ботанических садов так активна в социальной сфере, как это приведено выше. Для этого существуют объективные причины: территория ботанических садов — специальная особо охраняемая территория, она может не выдержать прямой антропогенной нагрузки на специализированные и уникальные коллекции в виде экскурсий для населения. А вот распространение знаний в вопросах выращивания декоративных, в некоторых случаях овощных и других культур, рациональном применении агротехники выращивания, основах озеленения и других вопросах ботанические сады могли бы проводить более активно. Тем более, что это бы могло давать дополнительный доход для решения специальных задач: расширения хозяйственно ценных и других коллекций. С целью успешного выполнения своих функций ботанические сады вузов должны:
  • развиваться как центры ботанического и экологического просвещения, рационального природопользования на основе хорошо спланированных образовательных программ с привлечением необходимых средств;
  • принимать в штат работников образования с высоким профессиональным уровнем и создать в саду группу или отдел, решающий образовательные задачи;
  • разрабатывать стратегию образовательных программ, в которой будут определены цели и способы их достижения, необходимые и одобренные социальные изменения, группы населения, которым должны быть адресованы разные аспекты программы, а также необходимые средства и оборудование;
  • обеспечивать гибкость своих программ и учитывать при их составлении различные культурные и общественные ценности;
  • развивать и пропагандировать ботанические сады в качестве центров образовательной работы со школьниками и населением;
  • способствовать интеграции образовательной и научной деятельности ботанических садов с научными организациями Академии наук.

Комментариев нет:

Отправить комментарий