пятница, 22 апреля 2011 г.

Ботанические сады как база общего и специального образования

Еще в глубокой древности появились коллекции живых растений, используемых для лечения, различных хозяйственных нужд, а также с декоративными целями. Они были элементом дворцовых комплексов и культовых сооружений, загородных садов и охотничьих угодий правителей. Свидетельства глубокой древности выращивания экзотических растений из других стран можно найти и в истории Вавилона, древнего Ирана, древних царств Китая, Индии, Древней Греции и Рима. Но как специальные учреждения, основной задачей которых было выращивание именно растений из дальних стран, не встречающихся на данной территории, ботанические сады возникли в связи с развитием образования в Средние века, причем, пожалуй, одновременно на Востоке и в Европе. Именно необходимость передачи знания об используемых растениях разных стран и народов и вызвала потребность в создании таких коллекций в Китае, Индии, мусульманских странах Востока и в христианских странах Запада. Ботанические сады несли образовательную функцию и будучи садами королей или султанов, независимого города или монастыря, а тем более — университетов или медресе. Часто ботанические сады ведут свою историю от монастырских садов с лекарственными травами. Недаром в России первые из ботанических садов назывались «аптекарскими огородами». С давних времен ботанические сады выполняли научные и образовательные функции. Салерно, Прага, Лейпциг, Пиза, Падуя, Йена, Лейден, Базель, Гейдельберг, Монпелье, Копенгаген, Гессен — география первых ботанических садов практически совпадает с развитием образования в Европе.

В настоящий момент в 153 странах мира функционируют уже более 2 200 ботанических садов, численность коллекций в которых варьируется от сотен до десятков тысяч таксонов. В базе данных Совета ботанических садов России значатся 107 ботанических садов и дендрологических парков (арборетумов) России, в т. ч. 40 ботанических садов в системе Министерства образования РФ.

Образовательные задачи и сегодня являются важнейшими функциями всех ботанических садов мира, вне зависимости от их государственного или общественного статуса. Более того, образовательная деятельность дает немало бюджетных средств в таких крупнейших ботанических садах мира, как Королевские сады в Кью (Англия), Нью-Йоркский ботанический сад в Бронксе, Чикагский ботанический сад, Миссурийский ботанический сад (все — в США), Королевский ботанический сад в Брюсселе (Бельгия) и т. д. Естественно, что эта деятельность является во всем мире основной для ботанических садов, входящих в состав университетов и других профессиональных учебных заведений. Конечно же, в ботанических садах мира идет и большая научная работа. В них сохраняются и изучаются многие редкие и исчезающие виды растений, привезенные со всех уголков нашей планеты.

Ботанические сады имеют огромное значение в общем биологическом, экологическом и профессионально-растениеводческом образовании населения. Их ежегодно посещают многие сотни миллионов человек, причем во многих садах мира доступ посетителей в парковые ансамбли и на экспозиции открытого грунта бесплатный или льготный для разных категорий посетителей (особенно для учащихся школ и студентов). Даже при подобном неорганизованном посещении ботанических садов посетители имеют возможность пополнить свои знания, причем и в отношении даже наиболее распространенных растений местной флоры или широко культивируемых в данном регионе, поскольку в ботанических садах растения хорошо этикетированы, они правильно научно названы, а для экзотов нередко указывается их родина. Ботанические сады проводят и специальные экскурсии в оранжерейные комплексы, в специализированные коллекции полезных растений: лекарственных, пряно-ароматических, культурных злаков, бобовых, овощных, цветочно-декоративных и т. д. Во многих ботанических садах мира есть экспозиции, иллюстрирующие ту или иную систему цветковых растений, представление о семействах цветковых растений в том или ином систематическом порядке. Имеются нередко и географически организованные экспозиции, где на отдельных участках собраны растения из разных регионов Земли (как в открытом грунте, так и в оранжерейно-тепличных комплексах).

Ботанические сады являются часто памятниками человеческой культуры. Это и общий парковый ансамбль, и строения определенных эпох, и замечательные малые архитектурные формы — беседки, павильоны, мосты, арки, шпалеры с вьющимися растениями. Это и оранжерейно-тепличные комплексы, нередко с замечательными по исполнению отдельными сооружениями — крупными оранжереями, климатронами, искусственными водоемами, как открытыми, так и находящимися под стеклом. Многие ботанические сады украшают и скульптурные композиции, а также образцовые сооружения собственно садового искусства — японские и китайские сады, европейские парковые ансамбли разного стиля, великолепные газоны, клумбы, рабатки. Многие ботанические сады несут и функции мемориальные, будучи в какой-то своей части памятниками и их устроителям, часто очень ярким общественным и научным деятелям. Среди наших есть ботанических сады, названные в честь выдающихся ученых и общественных деятелей. Так, Ботанический сад Пермского государственного университета назван именем его первого выборного ректора — А. Г. Генкеля, выдающегося исследователя морских водорослей Арктики и Каспия. Ботанический сад Пензенского государственного педагогического института носит имя деятеля в области охраны природы и музейного дела, ботаника И. И. Спрыгина. Ботанический сад Воронежского государственного университета — замечательного систематика растений, члена-корреспондента АН СССР Б. М. Козо-Полянского. В ботанических садах немало мемориальных деревьев, посаженных видными общественными деятелями, крупными учеными. В Ботаническом саду Томского государственного университета по завещанию похоронен «патриарх сибирской ботаники» П. Н. Крылов. Есть в наших ботанических садах и немало мест, овеянных романтическими легендами. Так, в Ботаническом саду Санкт-Петербургского государственного университета, заложенном ректором этого университета, выдающимся ботаником А. Н. Бекетовым, есть скамья, которая, по преданиям, была излюбленным местом отдыха его более знаменитого внука — А. А. Блока. В знаменитом садово-парковом ансамбле в Пушкино есть любимая аллея А. С. Пушкина. Особое историческое место занимают в России такие садово-парковые ансамбли, как Летний сад в Петербурге, Александровский сад в Москве, Петродворец в Петергофе, Екатерининский дворцовый ансамбль в Пушкино, Павловский дворцовый ансамбль в Гатчине, Шереметьевский дворцовый ансамбль в Москве, Ливадийский дворцовый ансамбль в Ялте, Воронцовский дворцовый ансамбль в Алупке и т. д.

Большое значение ботанические сады имеют в специальном образовании. В высших учебных заведениях — это, прежде всего, база для обеспечения наглядности ботанических курсов. Растения, выращиваемые в садах, дают обширный материал для различных практикумов, который используется как наглядный материал на лекциях, как материал для проведения специальных экскурсий для знакомства с разнообразием растений тропиков и субтропиков, гор и аридных стран, для показа разнообразия культурных и дикорастущих полезных растений, а также редких и исчезающих видов, подлежащих охране, и т. д. Но ботанические сады университетов нередко служат и базой для знакомства с разнообразием различных культурных и полезных растений для студентов других специальностей — географов, агрономов, лесоводов и т. д. Более того, обычно наглядные представления о разнообразии растений в тех городах, где имеются ботанические сады вузов, дети начинают получать еще с началом образования в школе (или даже в детском саду). В ботанических садах ведутся занятия или специализированные экскурсии для старших школьников, для студентов средних специальных учебных заведений: лесных, сельскохозяйственных, архитектурных, художественных и т. д. В ботанических садах нередко проходит и часть учебной практики студентов младших курсов университетов. Не меньшее значение имеют и образовательные формы на базе ботанических садов, рассчитанные на взрослых любителей садоводства, цветоводства, растениеводства. Это школы садоводства, садового дизайна, цветоводства, культурного овощеводства и т. д. Они дают ботаническим садам мира основной доход от собственно образовательной деятельности и создают в садах особые активы «друзей ботанического сада», специальные бригады для работы в помощь саду. Реже, но в ботанических садах функционируют и такие образовательные структуры, как рисовальные школы или школы «флористов», создающих различные художественные изделия из материала растительного происхождения, школы «бонсай» и «икебаны» и т. д.

В научной деятельности ботанических садов мира нередко также присутствует немалая толика образовательного содержания. Разумеется, наиболее развита она в деятельности ботанических садов высших учебных заведений, но не только. Наиболее частыми формами образовательной деятельности в научных работах ботанических садов являются формы обучения студентов, выполняющих в ботанических садах курсовые и дипломные или бакалаврские и магистерские работы в рамках научных тем или проектов под руководством научных работников ботанических садов. Нередко темы работ ботанического сада органически связаны с основной тематикой научных исследований кафедр: ботаники, физиологии и биохимии растений, экологии, реже лесоводства, садовопаркового хозяйства, растениеводства и т. д. Обучение студентов в процессе выполнения самостоятельных работ может быть организовано и как часть учебно-производственной практики на базе ботанического сада, и в форме привлечения студентов к работе по курсовым проектам и хоздоговорной тематике. Направления научных работ, в которые могут быть вовлечены студенты в ботанических садах, довольно разнообразны. Это, прежде всего, собственно ботанические, физиологические, биохимические, морфологические, анатомические, реже цитологические исследования. Актуально изучение различных биологически важных характеристик видов растений, испытываемых в культуре (иногда в сравнении с природной нормой) отдельных этапов эмбриологических процессов, прорастания и начальных этапов морфогенеза особей растений, реже полного цикла морфогенеза у однолетних и многолетних растений, включая и характеристики семенного возобновления, изучение способов вегетативного клонирования особей и т. д. Наконец, в работах по изучению редких и исчезающих видов природной флоры в условиях интродукции (и параллельно в условиях природных местообитаний) возможна подготовка специалистов (биологов и экологов), хорошо владеющих анализом различных компонентов среды обитания растений и эколого-флористическими экспериментальными методиками исследования важнейших черт экологии видов растений. Сегодня в большинстве ботанических садов уже функционируют лаборатории биотехнологий, в которых возможна многообразная научная работа студентов по клонированию редких и исчезающих видов растений, важных полезных растений, а также по наработке каллюсной биомассы лекарственных, пищевых, пряноароматических растений, исследованию содержания в биотехнологических продуктах тех или иных важных биологически активных соединений и т. д.

На базе ботанических садов тех вузов, где имеются подразделения, готовящие специалистов по лесному и лесопарковому хозяйству, садово-парковому и ландшафтному строительству, возможно создание проектов использования лесных земель, озеленения населенных пунктов, создания новых парков, декоративного оформления помещений различного назначения (концертных залов, кинотеатров, офисов) преимущественно в рамках хоздоговорных работ.

На базе садов вполне возможна успешная подготовка кандидатов наук по специальности «Ботаника». Такая подготовка успешно проходит в значительной части садов системы образования. К сожалению, в условиях ботанических садов совершенно невозможно в короткий срок подготовить специалистов в рамках научных тем по основной деятельности ботанических садов — интродукции растений. Можно лишь начать подобную подготовку, дать студентам или аспирантам возможность увидеть перспективу подобных научных работ, но выполнить сколько-нибудь законченную тему в этом направлении исследований сложно. Однако если в ассоциации с университетом находятся учебные заведения общего или среднего специального образования (лицеи, колледжи, техникумы, училища, специальные школы), то подготовка специалистов для научной работы в области интродукции растений становится реальной.

Ежегодно ботанические сады мира посещают не менее 150 миллионов человек. В то же время большинство ботанических садов до сих пор занимают пассивную позицию в образовательном процессе, ограничиваясь обслуживанием небольшой аудитории школьников и студентов высших учебных заведений. На всех крупнейших форумах ботанических садов последнего десятилетия отмечалось, что подобная позиция в современных условиях неприемлема. Ботанические сады обязаны проводить более активную образовательную политику, обращенную ко всему обществу, опираясь в этой деятельности на местные природоохранные организации и общества, на международные организации ботанических садов и прогрессивный опыт в этой области, которым обладают некоторые европейские и американские сады.

Экологическое просвещение и экологическое образование являются необходимой основой для реализации положений Конвенции о биологическом разнообразии. Ботанические сады всегда являлись образовательными учреждениями. Обладая богатейшими коллекциями живых растений, они имеют уникальные возможности распространения знаний о значении растительного мира, о необходимости сохранения
и путях использования растительных ресурсов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий