суббота, 23 апреля 2011 г.

Модель использования коллекций ботанического сада для подготовки специалистов высокой квалификации

Ботанические сады представляет собой объект практического освоения предметов студентами, знакомства с разнообразием растений и отдыха населения, лабораторию изучения разнообразия и экологических свойств растений и животных.

Знакомство студентов с ботаническим садом обычно начинается с І курса. Здесь студенты, выполняя хозяйственные работы по уборке территории сада, уже начинают знакомиться с разнообразием древесных растений. Специальному знакомству с разнообразием растений, их жизненных форм обычно посвящен первый урок по ботанической дисциплине.

Более детальное знакомство с флорой ботанического сада проходит в период летней практики, на которой студенты изучают разнообразие растений, правила их гербаризации, проводят геоботанические описания и др. Также в БС могут проводиться специальные практики по цветоводству, овощеводству, ресурсоведению, изучению разнообразия декоративных интродуцентов.

Продолжение изучения растений ботанического сада и работа по тематикам сада проводится по инициативе студента, выбравшего ботанический сад местом прохождения производственной и преддипломной практики. Часть студентов идет в магистратуру по ботаническим кафедрам, и тогда их научно-исследовательская работа в ботаническом саду продлевается на один год. На каждом этапе такого исследования под руководством сотрудника ботанического сада или преподавателя с кафедры ботаники и дендрологии составляется план работы, определяются ее цель и задачи.

После защиты дипломного проекта или магистерской диссертации способные и заинтересованные студенты идут в аспирантуру по кафедрам. Обучение в очной аспирантуре составляет 3 года, однако выпускник может выбрать обучение в заочной аспирантуре — 4 года и даже соискательство — 5 лет, при этом работая по специальности в ботаническом саду или на специальных кафедрах. Как показывает практика, аспирант готов к защите не ранее чем на 4-й год обучения, а чаще на 5-й год. За этот срок им освоены основные методы флористического, биолого-экологического изучения растений. Даже работая в зеленых насаждениях населенных пунктов, природе, аспирант в процессе своей деятельности постоянно обращается к результатам исследования коллекций ботанического сада и непосредственно изучает экологические свойства ряда растений сада.

Следующий этап — повышение квалификации. В результате профессиональной работы сотрудники ботанических садов, преподаватели, проводящие учебные практики и научные исследования, повышают свой профессиональный уровень, что может на определенном этапе выражаться в подготовке докторской диссертации.

Подготовка специалистов высокого уровня на базе ботанического сада, занимает не менее 9 лет, а подготовка зрелого — не менее 14 лет. Как показывает опыт, этот период на практике увеличивается в 1,5—2 раза, т. к. подготовка опытного специалиста — дело не простое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий